Ряд партий выступает за отмену самого налога или хотя бы его привязки к мощности двигателя. По мнению депутатов, лошадиные силы под капотом автомобиля никак не связаны с ущербом, который тот наносит дорогам во время передвижения по ним. В пользу отказа от нынешнего сбора говорит и возможность включения акциза в цену топлива. В этом случае сборы с автомобилистов стали бы взиматься по принципу «сколько проехал, столько заплатил». Депутаты уповают на справедливость такой схемы, ведь пробеги у всех водителей отличаются: кто-то ездит больше, а кто-то меньше.
Против этих альтернатив выступает Комитет Госдумы по бюджету и налогам — и предлагает отклонить сразу пять законопроектов об отмене транспортного налога. Правительство РФ тоже не поддерживает полную его отмену, прогнозируя возникновение недополученных доходов, способ компенсации которых пока не определен.